Україна - Європа : назустріч новому тисячоліттю : права людини, мир, демократія, толерантність, взаєморозуміння між народами
Permanent URI for this collection
Перший том "Бібліотеки Міжнародної Кафедри ЮНЕСКО" є колективним монографічним виданням, що складається з робочих матеріалів і доповідей, підготовлених співробітниками Міжнародної Кафедри ЮНЕСКО "Права людини, мир, демократія, толерантність, і взаєморозуміння між народами" в Національному Університеті "Києво-Могилянська Академія" до Міжнародної конференції ЮНЕСКО "Демократичне врядування і культура миру в країнах Східної, Центральної і Південно-Східної Європи" ( Київ, Україна, 24-26 березня 1999 р.), а також до Міжнародної літньої школи-ательє "ІІІ тисячоліття: філософія миру і виміри європейської цивілізації" (Київ, липень 1999 р.).
Browse
Browsing Україна - Європа : назустріч новому тисячоліттю : права людини, мир, демократія, толерантність, взаєморозуміння між народами by Issue Date
Now showing 1 - 10 of 10
Results Per Page
Sort Options
Item Роль громадськості в ненасильницькому розв'язанні політичних конфліктів та забезпечення соціальної стабільності за доби модернізації(Стилос, 1999) Єрмоленко, АнатолійВ статье "Роль общественности в ненасильственном разрешении политических конфликтов и обеспечении социальной стабильности в эпоху модернизации" тематизируется повышение роли общественности как важнейшего фактора развития демократических институтов в условиях модернизации общества. Характеризуя специфику развития украинского общества как "опоздавшей нации", которой приходится "догонять модернизацию", автор обращает внимание на новый характер конфликтных ситуаций в стране (где воспроизводятся как традиционные для модерного общества конфликты, так и конфликты, которые присущи постмодерному общественному состоянию), что может составлять угрозу для общественной стабильности. Раскрывается важная роль новых общественных движений в процессе консенсуального (ненасильственного) разрешения социальных конфликтов, принятия важнейших обществегто значимых решений, легитимации правовых и моральных норм и ценностных ориентаций общественного развития.Item Обращение Международной кафедры ЮНЕСКО "Права человека, мир, демократия, толерантность и взаимопонимание между народами" "За демократическое управление и культуру мира", Киев, Украина, 21 февраля 1999 года(Стилос, 1999)Обращение ко всем европейским народам и людям доброй воли с призывом ощутить и продемонстрировать собственную ответственность за утверждение, развитие и обогащение демократических принципов управления, структур мира и мирных норм жизни. Демократия есть власть народа. Она не устанавливается принудительно, но жизненно воплощается в свободном социальном творчестве людей. Расширение демократии прямо связано с ростом общего количества социально активных граждан, которые вправе самостоятельно решать собственную судьбу. Так обеспечивается настоящий мир как справедливый, стабильный и безопасный для всех общественный строй, который должен поддерживаться общими усилиями и постоянно совершенствоваться с учетом приобретенного поколениями европейцев исторического опыта культур.Item Роль західної політичної філософії нового часу у формуванні політико-правової культури України(Стилос, 1999) Гусєв, ВалентинМнение о том, что уровень политической и правовой культуры граждан Украины является едва ли не важнейшим фактором ее политического реформирования, воспринимается сегодня как беспрекословная истина. Провозгласив главной целью политического реформирования Украины построение на ее территории правового демократического государства, лидеры этого государства, представители реформаторски настроенных политических сш в большинстве своем остаются отягощенными старыми пред ставлениями и стереотипами. Стремясь интегрироваться в общеевропейское пространство, приобщиться к плодам западной цивилизации, мы не всегда понимаем те основополагающие принципы, на которых построена эта цивилизация и которые легли в основание западных демократий. Заимствование западного опыта не может быть единственным способом формирования нашей политической и правовой культуры. Без сочетания с собственными многовековыми традициями этот опыт может так и остаться чужим, хотя и привлекательным, но безразличным нам делом. И тем не менее обращение к собственным корням не может считаться достаточным условием построения современной демократической политико-правовой системы. К сожалению, те ростки демократии, которые мы находим в истории Украины, так и не развились в сформированные политические структуры, а процесс построения гражданского общества, как известно, был на многие годы приостановлен. Украине не пришлось из-за определенных исторических обстоятельств пройти тот путь, какой, начиная с XVII ст., был пройден многими западными странами, а именно путь построения современного, возведенного на правовых и демократических принципах государства. Поэтому этот опыт для нас во многом неизвестен, а его изучение становится одним из важных факторов формирования политической и правовой культуры. Особенную роль здесь играют популяризация и распространение того комгичекса политических и философских идей, благодаря которым этот опыт осознавался и теоретически осмысливался. Работы известных европейских мыслителей, таких как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, особенно важны, поскольку эти мыслители стали участниками и идейными вдохновителями тех революционных преобразований, которыми были охвачены западноевропейские страны в XVII - XVIII ст. На страницах этих работ обсуждались, критически анализировались и теоретически обосновывались принципиально новые представления о сути и происхождении государства, его функциях и пределах юрисдикции, о характере общественных отношений между людьми и об их отношении к государственной власти.Item Молодь на шляху до миру та діалогу культур(Стилос, 1999) Кушаков, ВячеславСовременное человечество все более осознает собственное местоположение па пересечении разных эпох, а именно - времени достижений и прогресса, с одной стороны, и времени традиции и памяти - с другой. Императив осознания и свободного принятия ответственности за судьбу человечества в целом конкурирует с задачей обновления прошлого и живой реинтерпретации традиции, связанной с поисками возможностей избежать нивелирования, которому современные общества стремится подчинить культура потребления. К сожалению, согласование объективных и неизбежных процессов универсализации и глубоко укорененной в традиции задачи сбережения уникальности собственного культурного мира сегодня представляется в качестве почти неразрешимой проблемы. В предлагаемой статье на основе данных социологических исследований ценностного мира современной украинской молодежи предпринимается попытка определить позиции молодых украинцев по отношению к указанной проблеме, ее место в контексте структуры жизненных ценностей и приоритетов современных молодых людей, их готовность к решению тех задач, которые уже сегодня возникают перед самыми младшими из социально активных членов общества. Нерархизируя свой ценностный мир, молодежь отдает безусловное предпочтение именно ценностям микроуровня (семья, родственники, соседство), по отнюдь не сферам общественного, национального, а также макроуровня, соотносимого с общей судьбой человечества в масштабе планеты. Однако несмотря на безусловный приоритет ценностей локального уровня, материалы исследования дают основания фиксировать наличие определенных объективных предпосылок вхождения Украины в общий европейский мир, приобгцения нашей страны к планетарным цивилизационным процессам. Стойкие мотивации вхождения в мировое информационное и коммуникативное пространство сочетаются с изживанием ксенофобских настроений. Осознание вхождения в планетарную цивилизацию происходит через столкновение с проблемами, вызванными неготовностью страны к связанным с этим процессам. Планетарные ценности сегодня достигают сознания молодых украинцев как нечто внешнее. Они не осознаются в качестве ценностей, а воспринимаются преимущественно как проблемы, как нечто вроде стихийного бедствия. Интериоризированный же ценностный мир наоборот остается слишком локальным и никак не связанным с планетарными горизонтами. Ориентации на традиционные национальные ценности, на культурные приоритеты славянского мира создают, с одной стороны, мощную альтернативу бездумному восприятию жизненного смысла и программ массовой культуры Запада. С другой стороны, ограниченность ценностного мира молодежи пространством локального поля жизнедеятельности порождает задачу расширения коммуникативного горизонта. Требует осмысления и проблема диссонанса между "романтическим" восприятием ближайшего окружения и требованиями прагматизации частно-бытовой сферы, более гармоничного ее включения в общий контекст социальной жизни, соотносимой с идеалами общего "мирного мира". Проблема согласования локальных культурных ценностей с универсальными планетарными задачами человечества все еще ждет своего решения.Item Розвиток демократичних процесів і посилення ролі установ, що захищають права людини і сприяють вирішенню конфліктів(Стилос, 1999) Гірник, АндрійДостижение национальных интересов страны, стимулирование полезной для государства деятельности, выявление и решение разнообразных проблем обеспечиваются с помощью эффективной системы контроля, т.е. контроля, который имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, контроля своевременного, гибкого и простого. Без контроля гражданского общества за деятельностью исполнительной власти невозможно укрепление основных свобод и прав человека, ограничение коррупции и эгоизма экономической и политической элит. Проблемой для Украины является то, что громоздкий и чрезвычайно жесткий контроль над мелкими тратами соседствует с отсутствием действенного контроля на стратегически важных направлениях (ср. неудовлетворительный контроль за эффективностью бюджетных расходов, эффективности управления государственной собственностью и под.). В настоящее время правомерно говорить о несовпадении интересов государства, наемных работников, пенсионеров с интересами руководителей предприятий, которые разваливают производство с целью теневого перераспределения собственности в свою пользу. С принятием Закона Украины "0 порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" в стране создана правовая основа для социального партнерства, но сами отношения между государственными органами, работодателями и представителями наемных рабочих фактически являются неравноправными. Наемные рабочие остаются наиболее слабой стороной социального взаимодействия, которая не способна контролировать и адекватно реагировать на невыполнение другими сторонами своих обязательств, что является одной из причин неподконтрольности и безнаказанности экономических злоупотреблений правящих кланов в Украине. Создание учреждений, ответственных за досудебное улаживание трудовых споров, можно рассматривать как характерную черту демократических процессов в посткоммунистических странах Европы. Одновременно актуальной остается проблема решения их роли в защите экономических и социальных прав, прав человека, в содействии социальному партнерству и развитии демократии.Item Звернення Міжнародної кафедри ЮНЕСКО "Права людини, мир, демократія, толерантність і взаєморозуміння між народами" "За демократичне врядування і культуру миру", Київ, Україна, 21 лютого 1999 року(Стилос, 1999)Звернення до всіх європейських народів і людей доброї волі із закликом відчути і продемонструвати власну відповідальність за утвердження, розвиток і збагачення демократичних принципів врядування, структур миру і мирних норм життя. Демократія є влада народу. Вона не встановлюється примусово, але життєво втілюється у вільній громадській творчості людей. Розширення демократії прямо пов’язане із зростанням загальної кількості соціально активних громадян, що вправі самі вирішувати власну долю. Так забезпечується справжній мир як справедливий, стабільний і безпечний для всіх суспільний лад, що має підтримуватися спільними і зусиллями і постійно вдосконалюватися з урахуванням набутого поколіннями європейців історичного досвіду культур.Item Толерантність і її межі : до етичного аналізу поняття(Стилос, 1999) Малахов, В.Ориентация современной Украины на сближение с европейским сообществом актуализирует проблему толерантности в самых разных ее аспектах. Особую значимость приобретает в этом отношении этический анализ толерантности, невозможный без предварительного выяснения содержательных границ данного понятия и возможностей его применения. В связи с этим в статье критикуется чрезмерно расширительная трактовка толерантности, в нынешних условиях способствующая идеологизации этого принципа и сужающая возможности его реального применения. На основе фиксации этического значения толерантности как формы отношения к Другому, исходящей из признания за ним права на самостоятельное существование, исследуется соотношение толерантности, уважения и милосердия (активной доброты). Рассматривается связь принципа толерантности с установками диалогического общения, с одной стороны, и взаимного дистанцирования в конфликтной ситуации, с другой; в связи с осмыслением последнего случая вводится понятие права на несовместимость. Очерчивается различие этической и стратегической толерантпости.Item Нова культура релігійного життя як культура миру: український досвід(1999) Головащенко, СергійСтатья посвящена некоторым аспектам, формирования новой культуры религиозной жизни в Украине как культуры мира. Религиозное мировоззрение, религиозная этика и социальная активность религиозных институций способны сыграть большую роль в предотвращении проявлений ксенофобии, враждебности и насилия, в формировании психологии толерантности, взаимопонимания, солидарности. Говорится, об условиях, которые определяют специфику религиозной жизни в современной Украине. Главное здесь - появление новых возможностей для всестороннего и полного участия религиозных организаций в нравственном усовершенствовании общества, сохранении и развитии культурных ценностей, в реализации социально-терапевтических и социально-адаптативных функций. Создается правовая база культуры мира в сфере религиозной жизни. Принципы равенства граждан независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; единства этнического, культурного, языкового и религиозного развития отвечают мировой практике. Актуальным остается применение принципа, согласно которому национальное законодательство в этой сфере не должно быть более ограничительным, нежели международное. Утверждение модели взаимоотношений государства и церкви, основанной на обоюдной ответственности за целостность, стабильность, социальное и духовное здоровье общества, на всесторонней поддержке государством социально полезной деятельности религиозных организаций открывает путь к демократической трансформации власти в процессе формирования культуры мира. Необходимым условием формирования культуры ненасилия и мира является предотвращение использования религии как инструмента идеологической и поли-тической борьбы. При этом религиозные ценности могут стать основой утверждения духовной свободы личности, ее достоинства и прав, экономической и политической свободы общества, моральной ответственности и социального партнерства. Формирование культуры ненасилия, толерантности, солидарности связано с необходимостью нормализации межконфессиональных отношений. Здесь важны экуменический диалог и полноценное обеспечение прав религиозных меньшинств. Одним из актуальных критериев преодоления ксенофобии и стереотипов враждебности является отношение в обществе к новым религиозным движениям и зарубежным миссиям. Рассматривается модель толерантности в сфере религиозной жизни, предполагающая признание ценности разных религиозных традиций и права духовного выбора для себя и для других. Новая культура межрелигиозного диалога включает межконфессиональные усилия по изучению и изложению истории; совершенствование принципов религиозного воспитания на основе терпимости к иным религиям; защита прав верующих и религиозных общностей с позиций прав человека; совершенствование миссионерской деятельности так, чтобы она не вредила, а способствовала сохранению иных культур. Самоопределение личности и гражданский мир в сфере религиозной жизни являются неотъемлемой составной частью культуры мира. И общество оказывается перед необходимостью взращивать новую культуру религиозной жизни, где обновлению подлежат и взаимодействие общества и государства с церковью, и сосуществование разных религиозных сообществ, и средства обеспечения личной свободы выбора в отношении религии. Наконец, сами религиозные организации, преодолевая свое в прошлом маргинальное положение, должны отыскать органичное место в построении гражданского общества.Item На шляхах до утвердження культури миру і толерантності : український досвід(Стилос, 1999) Горський, ВіленСпецифическая направленность процессов, определяющих содержание общественной жизни в современной Украине, обусловлена стремлением включиться в общеевропейское движение по созданию "Европы регионов" как реального единства многообразия на основе культуры мира и толерантности. Возможна ли реализация такой задачи? Каковы те историко-культурные предпосылки, что служат основанием для позитивного ответа на этот вопрос? Что служит препятствием на пути утверждения принципов культуры мира и толерантности как предпосылки реализации процесса "множественной самоидентификации" современного украинца? Вот вопросы, поиску ответов па которые посвящена статья. Основанием для позитивного ответа на первый вопрос служит учет "барьерного" характера украинской культуры. Украина в этом смысле - культурный перекресток, где на протяжении истории утверждался феномен интертекстуального культурного пространства. Это создает благоприятные предпосылки для возможности услышать "Иного" как возможного условия культуры толерантности. Вместе с этим следует учитывать препятствия на пути утверждения культуры мира и толерантности. С одной стороны, они определяются психологическими последствиями жизненной ситуации украинца как человека "пограничья". С другой стороны - факторами социально-исторического характера, обусловливающими посттоталитарное, постколоииальное состояние современной Украины.Item "Європа+" : на шляху до культури миру (нове тисячоліття і його виклики)(Стилос, 1999) Сватко, ЮрійСтатья, примыкающая по своей проблематике к авторскому курсу "Философия коммуникации: европейские модели общения (IX-XX вв.)", который читается в Национальном Университете "Киево-Могилянская Академия" с 1998 г., посвящена смысловому моделированию культурно-исторического пространства современной Европы в аспекте культуры мира. Преамбула статьи представляет собой 50 тезисов относительно Мира Человека. В преддверие нового тысячелетия и непосредственно после предварительного завершения "холодной войны" Европа ("Европа+") стоит перед необходимостью новых самоопределений на фоне драматического постижения условного единства Мира Человека. Утверждая этот мир как конвенциональную схему жизни с учетом общих процессов глобализации, регионализации, демократизации и пр., понимаемых как фактически данные, его идеологи зачастую оставляют без ответа фундамент алы ше вопросы: откуда этот новый миропорядок, почему он именно таков, как он соотносится с иными культурными мирами человечества и иными историческими эпохами европейского наследия? Отсутствие ответов "по сути" оборачивается катастрофами в Мире Человека. Это предполагает необходимость нового подхода к анализу европейского пространства жизни, который требует не альтернатив, а равноценно-ненасильственных ответов на форуме культур и ориентирован не на простое накопление фактов, а на постижение смысла как их настоящего предела. Первый раздел статьи посвящен анализу эмпирического "лица" Европы, сформировавшегося в результате 3-х "перестроек" XX в. (Версаль; Тегеран-_Ялта-Потсдам: 1-я пол. 90-х г?.). Поиск невоенных путей построения мирового порядка на фоне европейского самоопределения в условиях "блокового мышления" привел к усилению процессов интеграции (1), институализации борьбы за мир (2) и проблематизации войны и мира в исследовательских программах, однако не решил проблему осознания Европы как целостного культурно-исторического типа социальной жизни в реальном разнообразии его воплощений. Второй раздел представляет модель Европы как культурно-исторического факта, взятого в его смысловых границах, определяющих стабильность и безопасность Мира Человека. В основе этого мира - абсолютизация относительной?(= человеческой) личности (1), ограниченной не физическими вещами мира, а такими же личностями в пространстве прав человека (2). Европеец проектирует мир (3) как свой мир (4), утверждая его на человеческом знании (5) в конкретных техниках овладения вещами (6). Стремление объять этот мир, утвердив абсолютизм своей законодательной (рассудочной) власти над ним (вплоть до его преображения средствами науки и техники), открывается как прогресс (7). В столкновении с фактом конечности человека, прогресс оборачивается драмой переживания истории (8). Как автор истории человек обитает вне ее самое, всюду сам полагая себе границы и тем творя подлинную мифологию человеческой личности, или культуру 9). Отождествляясь с иными личностями в пространстве культуры, он открывается для иного через коммуникацию как взаимопонимание в культуре (10). Третий раздел определяет мир как causam finalem коммуникации в пространстве культуры, представляет культурно-исторические типы европейского мира и анализирует. "правила игры", обеспечивающие единство Мира Человека в современной Европе.