Україна - Європа : назустріч новому тисячоліттю : права людини, мир, демократія, толерантність, взаєморозуміння між народами
Permanent URI for this collection
Перший том "Бібліотеки Міжнародної Кафедри ЮНЕСКО" є колективним монографічним виданням, що складається з робочих матеріалів і доповідей, підготовлених співробітниками Міжнародної Кафедри ЮНЕСКО "Права людини, мир, демократія, толерантність, і взаєморозуміння між народами" в Національному Університеті "Києво-Могилянська Академія" до Міжнародної конференції ЮНЕСКО "Демократичне врядування і культура миру в країнах Східної, Центральної і Південно-Східної Європи" ( Київ, Україна, 24-26 березня 1999 р.), а також до Міжнародної літньої школи-ательє "ІІІ тисячоліття: філософія миру і виміри європейської цивілізації" (Київ, липень 1999 р.).
Browse
Browsing Україна - Європа : назустріч новому тисячоліттю : права людини, мир, демократія, толерантність, взаєморозуміння між народами by Subject "культура миру"
Now showing 1 - 3 of 3
Results Per Page
Sort Options
Item Нова культура релігійного життя як культура миру: український досвід(1999) Головащенко, СергійСтатья посвящена некоторым аспектам, формирования новой культуры религиозной жизни в Украине как культуры мира. Религиозное мировоззрение, религиозная этика и социальная активность религиозных институций способны сыграть большую роль в предотвращении проявлений ксенофобии, враждебности и насилия, в формировании психологии толерантности, взаимопонимания, солидарности. Говорится, об условиях, которые определяют специфику религиозной жизни в современной Украине. Главное здесь - появление новых возможностей для всестороннего и полного участия религиозных организаций в нравственном усовершенствовании общества, сохранении и развитии культурных ценностей, в реализации социально-терапевтических и социально-адаптативных функций. Создается правовая база культуры мира в сфере религиозной жизни. Принципы равенства граждан независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; единства этнического, культурного, языкового и религиозного развития отвечают мировой практике. Актуальным остается применение принципа, согласно которому национальное законодательство в этой сфере не должно быть более ограничительным, нежели международное. Утверждение модели взаимоотношений государства и церкви, основанной на обоюдной ответственности за целостность, стабильность, социальное и духовное здоровье общества, на всесторонней поддержке государством социально полезной деятельности религиозных организаций открывает путь к демократической трансформации власти в процессе формирования культуры мира. Необходимым условием формирования культуры ненасилия и мира является предотвращение использования религии как инструмента идеологической и поли-тической борьбы. При этом религиозные ценности могут стать основой утверждения духовной свободы личности, ее достоинства и прав, экономической и политической свободы общества, моральной ответственности и социального партнерства. Формирование культуры ненасилия, толерантности, солидарности связано с необходимостью нормализации межконфессиональных отношений. Здесь важны экуменический диалог и полноценное обеспечение прав религиозных меньшинств. Одним из актуальных критериев преодоления ксенофобии и стереотипов враждебности является отношение в обществе к новым религиозным движениям и зарубежным миссиям. Рассматривается модель толерантности в сфере религиозной жизни, предполагающая признание ценности разных религиозных традиций и права духовного выбора для себя и для других. Новая культура межрелигиозного диалога включает межконфессиональные усилия по изучению и изложению истории; совершенствование принципов религиозного воспитания на основе терпимости к иным религиям; защита прав верующих и религиозных общностей с позиций прав человека; совершенствование миссионерской деятельности так, чтобы она не вредила, а способствовала сохранению иных культур. Самоопределение личности и гражданский мир в сфере религиозной жизни являются неотъемлемой составной частью культуры мира. И общество оказывается перед необходимостью взращивать новую культуру религиозной жизни, где обновлению подлежат и взаимодействие общества и государства с церковью, и сосуществование разных религиозных сообществ, и средства обеспечения личной свободы выбора в отношении религии. Наконец, сами религиозные организации, преодолевая свое в прошлом маргинальное положение, должны отыскать органичное место в построении гражданского общества.Item Толерантність і її межі : до етичного аналізу поняття(Стилос, 1999) Малахов, В.Ориентация современной Украины на сближение с европейским сообществом актуализирует проблему толерантности в самых разных ее аспектах. Особую значимость приобретает в этом отношении этический анализ толерантности, невозможный без предварительного выяснения содержательных границ данного понятия и возможностей его применения. В связи с этим в статье критикуется чрезмерно расширительная трактовка толерантности, в нынешних условиях способствующая идеологизации этого принципа и сужающая возможности его реального применения. На основе фиксации этического значения толерантности как формы отношения к Другому, исходящей из признания за ним права на самостоятельное существование, исследуется соотношение толерантности, уважения и милосердия (активной доброты). Рассматривается связь принципа толерантности с установками диалогического общения, с одной стороны, и взаимного дистанцирования в конфликтной ситуации, с другой; в связи с осмыслением последнего случая вводится понятие права на несовместимость. Очерчивается различие этической и стратегической толерантпости.Item "Європа+" : на шляху до культури миру (нове тисячоліття і його виклики)(Стилос, 1999) Сватко, ЮрійСтатья, примыкающая по своей проблематике к авторскому курсу "Философия коммуникации: европейские модели общения (IX-XX вв.)", который читается в Национальном Университете "Киево-Могилянская Академия" с 1998 г., посвящена смысловому моделированию культурно-исторического пространства современной Европы в аспекте культуры мира. Преамбула статьи представляет собой 50 тезисов относительно Мира Человека. В преддверие нового тысячелетия и непосредственно после предварительного завершения "холодной войны" Европа ("Европа+") стоит перед необходимостью новых самоопределений на фоне драматического постижения условного единства Мира Человека. Утверждая этот мир как конвенциональную схему жизни с учетом общих процессов глобализации, регионализации, демократизации и пр., понимаемых как фактически данные, его идеологи зачастую оставляют без ответа фундамент алы ше вопросы: откуда этот новый миропорядок, почему он именно таков, как он соотносится с иными культурными мирами человечества и иными историческими эпохами европейского наследия? Отсутствие ответов "по сути" оборачивается катастрофами в Мире Человека. Это предполагает необходимость нового подхода к анализу европейского пространства жизни, который требует не альтернатив, а равноценно-ненасильственных ответов на форуме культур и ориентирован не на простое накопление фактов, а на постижение смысла как их настоящего предела. Первый раздел статьи посвящен анализу эмпирического "лица" Европы, сформировавшегося в результате 3-х "перестроек" XX в. (Версаль; Тегеран-_Ялта-Потсдам: 1-я пол. 90-х г?.). Поиск невоенных путей построения мирового порядка на фоне европейского самоопределения в условиях "блокового мышления" привел к усилению процессов интеграции (1), институализации борьбы за мир (2) и проблематизации войны и мира в исследовательских программах, однако не решил проблему осознания Европы как целостного культурно-исторического типа социальной жизни в реальном разнообразии его воплощений. Второй раздел представляет модель Европы как культурно-исторического факта, взятого в его смысловых границах, определяющих стабильность и безопасность Мира Человека. В основе этого мира - абсолютизация относительной?(= человеческой) личности (1), ограниченной не физическими вещами мира, а такими же личностями в пространстве прав человека (2). Европеец проектирует мир (3) как свой мир (4), утверждая его на человеческом знании (5) в конкретных техниках овладения вещами (6). Стремление объять этот мир, утвердив абсолютизм своей законодательной (рассудочной) власти над ним (вплоть до его преображения средствами науки и техники), открывается как прогресс (7). В столкновении с фактом конечности человека, прогресс оборачивается драмой переживания истории (8). Как автор истории человек обитает вне ее самое, всюду сам полагая себе границы и тем творя подлинную мифологию человеческой личности, или культуру 9). Отождествляясь с иными личностями в пространстве культуры, он открывается для иного через коммуникацию как взаимопонимание в культуре (10). Третий раздел определяет мир как causam finalem коммуникации в пространстве культуры, представляет культурно-исторические типы европейского мира и анализирует. "правила игры", обеспечивающие единство Мира Человека в современной Европе.