Сватко, Юрій2023-10-052023-10-051999Сватко Ю. І. "Європа+" : на шляху до культури миру (нове тисячоліття і його виклики) / Сватко Ю. І. // Україна - Європа : назустріч новому тисячоліттю : права людини, мир, демократія, толерантність, взаєморозуміння між народами /[ред. кол. : Ю. І. Сватко ... та ін.] ; Нац. ун-т "Києво-Могилянська академія". - К. : Стилос, 1999. - С. 4-20.966-7321-46-0https://ekmair.ukma.edu.ua/handle/123456789/26297This article is devoted to the meaning modelling of the cultural and historical space of modern Europe under the aspect of culture of peace.Статья, примыкающая по своей проблематике к авторскому курсу "Философия коммуникации: европейские модели общения (IX-XX вв.)", который читается в Национальном Университете "Киево-Могилянская Академия" с 1998 г., посвящена смысловому моделированию культурно-исторического пространства современной Европы в аспекте культуры мира. Преамбула статьи представляет собой 50 тезисов относительно Мира Человека. В преддверие нового тысячелетия и непосредственно после предварительного завершения "холодной войны" Европа ("Европа+") стоит перед необходимостью новых самоопределений на фоне драматического постижения условного единства Мира Человека. Утверждая этот мир как конвенциональную схему жизни с учетом общих процессов глобализации, регионализации, демократизации и пр., понимаемых как фактически данные, его идеологи зачастую оставляют без ответа фундамент алы ше вопросы: откуда этот новый миропорядок, почему он именно таков, как он соотносится с иными культурными мирами человечества и иными историческими эпохами европейского наследия? Отсутствие ответов "по сути" оборачивается катастрофами в Мире Человека. Это предполагает необходимость нового подхода к анализу европейского пространства жизни, который требует не альтернатив, а равноценно-ненасильственных ответов на форуме культур и ориентирован не на простое накопление фактов, а на постижение смысла как их настоящего предела. Первый раздел статьи посвящен анализу эмпирического "лица" Европы, сформировавшегося в результате 3-х "перестроек" XX в. (Версаль; Тегеран-_Ялта-Потсдам: 1-я пол. 90-х г?.). Поиск невоенных путей построения мирового порядка на фоне европейского самоопределения в условиях "блокового мышления" привел к усилению процессов интеграции (1), институализации борьбы за мир (2) и проблематизации войны и мира в исследовательских программах, однако не решил проблему осознания Европы как целостного культурно-исторического типа социальной жизни в реальном разнообразии его воплощений. Второй раздел представляет модель Европы как культурно-исторического факта, взятого в его смысловых границах, определяющих стабильность и безопасность Мира Человека. В основе этого мира - абсолютизация относительной?(= человеческой) личности (1), ограниченной не физическими вещами мира, а такими же личностями в пространстве прав человека (2). Европеец проектирует мир (3) как свой мир (4), утверждая его на человеческом знании (5) в конкретных техниках овладения вещами (6). Стремление объять этот мир, утвердив абсолютизм своей законодательной (рассудочной) власти над ним (вплоть до его преображения средствами науки и техники), открывается как прогресс (7). В столкновении с фактом конечности человека, прогресс оборачивается драмой переживания истории (8). Как автор истории человек обитает вне ее самое, всюду сам полагая себе границы и тем творя подлинную мифологию человеческой личности, или культуру 9). Отождествляясь с иными личностями в пространстве культуры, он открывается для иного через коммуникацию как взаимопонимание в культуре (10). Третий раздел определяет мир как causam finalem коммуникации в пространстве культуры, представляет культурно-исторические типы европейского мира и анализирует. "правила игры", обеспечивающие единство Мира Человека в современной Европе.ukСвіт Людиниінтеграціяєвропейські співтовариствасмислова аксіоматикалюдська особистістьєвропейський атеїзмкультура мирустаття"Європа+" : на шляху до культури миру (нове тисячоліття і його виклики)"Europe+" : towards a culture of peace or new millennium and its challengesArticle