Гирнык, Андрей2020-10-262020-10-262018Гирнык А. Н. Коммуникативные аспекты деятельности эксперта-конфликтолога / А. Н. Гирнык // Конфликтология. - 2018. - Т. 13, № 4. - С. 22-34.http://dx.doi.org/10.31312/2310-6085-2018-13-4-22-34https://ekmair.ukma.edu.ua/handle/123456789/18329В статье рассматриваются особенности деятельности эксперта-конфликтолога. На конкретных примерах демонстрируется важность определения потребностей заказчика экспертизы для правильного выбора целей экспертизы, от которых в дальнейшем зависит содержание и структура работы эксперта-конфликтолога. Описаны некоторые из препятствий, которые могут создавать эксперту лица, вовлеченные в конфликт. Предложены рекомендации по управлению коммуникацией эксперта с респондентами и другими источниками нужной информации. Отмечено, что характер общения эксперта-конфликтолога с людьми, вовлеченными в конфликт не должен привести к ухудшению сложившейся ситуации или к неконтролируемому воздействию на нее, то есть, конфликтолог, подбирая средства и методы исследования, должен руководствоваться принципом минимизации интервенции. Рассмотрена специфика проведения конфликтологической экспертизы ситуации в регионе, а также необходимость непосредственного общения эксперта с заказчиком, как лицом, принимающим решения по воздействию на конфликт, для уточнения задач экспертизы. Предложены этапы работы эксперта, на которые должен ориентироваться конфликтолог. Рассмотрены особенности социологического исследования, сопровождающего конфликтологическую экспертизу ситуации в регионе. Обоснована целесообразность заполнения участниками фокус-групп анкеты до начала группового интервью с целью их повторной фильтрации и получения дополнительной информации. Рассмотрены особенности проведения фокус-группы с местными "лидерами общественного мнения". Отмечена важность сохранения конфиденциальности результатов экспертизы после ее окончания и одновременно возможность с разрешения заказчика опубликовать некоторые результаты экспертизы по завершению определенного периода времени Автор считает целесообразным проведение работы по стандартизации конфликтологической экспертизы, преобразование ее в процедуру, в которой полнота, надежность и точность являются контролируемыми величинами. Коммуникативные аспекты являются ведущими в деятельности эксперта-конфликтолога и, в конечном итоге, обеспечивают успешное проведение экспертизы, начиная от формулировки задач и до их реализации.The article reviews the peculiarities of an expert-conflictologist’s practice. The importance of the estimation of the client’s expertise needs is analyzed through concrete case histories to correctly choose objectives of the expertise that influence the further content and structure of the expert-conflictologist’s activities. The article describes some of the obstacles encountered by the expert that are posed by the people involved in the conflict. The author gives the recommendations as to how to manage communications between the expert and the respondents, as well as with the other sources of important information. It is pointed out that the manner of communication of the expert and the people involved in the conflict should not lead to the deterioration of the current situation or to the uncontrolled influence on it, that is, the expert while choosing the techniques and methods of the research should be guided by the principle aimed at minimizing the interference. The article also surveys the specifics of conducting the conflict resolution expertise in the region, as well as the necessity for the expert to directly communicate with the customer — as the decision maker to influence the situation — to specify the objectives of the expertise. The author suggests the stages for the expert’s activities to guide the expert. The article reviews the peculiarities of the sociological survey that accompanies the conflict situation in the region. The practicability for the focus group questionnaires before the group interview to provide their repeated filtration for the additional information is proved. The specifics of conducting the focus group with the local ‘public opinion leaders’ are considered. The importance of maintaining the confidentiality of the results of the expertise upon its completion and simultaneously the possibility — with the customer’s permission — to publish some of its results after a certain period of time are pointed out. The author deems it expedient to standardize the conflict resolution expertise and to turn it into the procedure with controllable completeness, reliability, and accuracy. The communicative aspects are considered to be of prime importance in the activities of the expert-conflictologist, and the ones that in the long run will guarantee the successful conducting of the expertise from formulating its tasks to their implementation.Авторизованный перевод с украинского. Впервые опубликовано: "Філософія людського спілкування: філософія, психологія, соціальна комунікація". 2009. No 1. C. 89–95.ruкоммуникацияэкспертиза конфликтацели экспертизыэкспертиза ситуации в регионестатьяcommunicationconflict expertiseexpertise objectivesexamination of the situation in the regionКоммуникативные аспекты деятельности эксперта-конфликтологаCommunicative Aspects Of Expert-Coflictologist’s PracticeArticle