Дослідження психоемоційного стану підлітків в умовах воєнного конфлікту на Сході України

Loading...
Thumbnail Image
Date
2020
Authors
Басенко, Оксана
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
Abstract
В статті розглянуто актуальну проблему психоемоційного стану підлітків, постраждалих внаслідок впливу воєнного конфлікту на Сході України. Представлено стислий огляд теоретичних концепцій та результатів практичних досліджень щодо проявів психологічного стресу та психоемоційних порушень у дітей та підлітків внаслідок психотравматичного впливу кризових та екстремальних ситуацій. Надано результати емпіричного дослідження експозиції психологічної травми та психоемоційного стану підлітків, які мешкають на територіях, безпосередньо наближених до зони проведення бойових дій на Сході України. Запропоновано практичні рекомендації для розробки програм психосоціальної підтримки даної цільової групи.
Children and adolescents are one of the most vulnerable population groups suffered from the war. During adolescence, an individual’s psyche is being transformed and proved to be especially sensitive. This process of transformation becomes complicated and burdened with psychological trauma experienced in the situation of an armed conflict. Impact of everyday stress factors grows as combined with traumatic war events: watching military vehicles, shooting, killing, wounding, loss of family members and home, as well as general social, economic, and psychological problems. Not every psychological trauma results in mental disorder, however, those stresses often cause painful emotions and lead to maladjustment. The effective programs of psychosocial support to conflict-affected adolescents should take into account their individual characteristics and the specific situational context. For this purpose, we conducted psychodiagnostics study on mental health and emotional well-being of adolescents living near the front line in Eastern Ukraine. Totally, 222 high school students from Donetsk region aged 15 to 17 participated in the survey. The following questionnaires were used: Strength and Difficulties Questionnaire (SDQ), Child Psychosocial Distress Screener (CPDS) assessing distress, emotional and behavioural problems of children and adolescents aged 8-18, and Mental Health Assessment Instrument (MHAI) screening mental health symptoms and disorders at conflict-affected populations. The study findings showed that the majority (94,7%) of the respondents experienced war traumatic events, having at least one symptom of psychological problems; 25,5% were experiencing depression, 34,9% did PTS, 7,8% had anxiety and 7,7% had problems with alcohol use. Women were more likely than males to experience stress and had mental health problems, while men had problems with prosocial behavior. Both genders had difficulties in peer relationships and behavior. The existing psychological problems were aggravated by hyperactivity, difficulties in behavior and relationships with peer and indicated worsened mental health and emotional well-being of conflict-affected adolescents in the Eastern Ukraine, risk of mental disorders and asocial behavior. These data should be taken into account for effective psychological support for this category of adolescents.
Дети и подростки относятся к наиболее пострадавшим от военного конфликта категорий населения; они остро ощущают стресс, связанный с войной, поскольку именно в этом возрасте психика испытывает существенные внутренние изменения и является особо уязвимой. В экстремальный условиях военного конфликта острота пережитого стресса оказывается настолько значительной, что человек способен получить психологическую травму. Эффект обычных стрессовых факторов усиливается действием дополнительных мощных стрессоров: присутствием военной техники, стрельбой, ранением и гибелью людей, утратой близких и дома, а также сопутствующими социальноэкономическими и психологическими проблемами. Не всегда полученная психотравма чревата тяжелым психическим заболеванием, однако подобные переживания часто вызывают болезненные эмоциональные состояния, приводящие к дезадаптации. Эффективные программы психосоциальной помощи подросткам в условиях военных конфликтов, должны опираться на изучение индивидуальных психоэмоциональных характеристик пострадавших и специфики среды их пребывания. С этой целью было проведено исследование проблем психоэмоционального состояния подростков, проживающих вблизи линии фронта на Востоке Украины. Методический инструментарий исследования включал опросник "Сильные стороны и трудности" (SDQ), опросник уровня психосоциального стресса (CPDS) для детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и скринер оценки психического здоровья КМА-УДХ (MHAI). В опросе приняли участие 222 ученика общеобразовательных школ Донецкой области в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования прогнозированно показали, что преимущественное большинство (94,7%) опрошенных подростков в возрасте от 15 до 17 лет пережили психотравматические события военного конфликта. 25,5 % респондентов имеют симптомы депрессии, 34,9% – посттравматического стресса, 7,8% – тревожности и 7,7% – склонности к злоупотреблению алкоголем. При этом подростки женского пола показали более высокий уровень полученного стресса и психоэмоциональных нарушений по сравнению с подростками мужского пола, которые продемонстрировали более выраженные проблемы просоциального поведения. Актуальными для обоих полов оказались трудности взаимоотношений с ровесниками и поведенческие проблемы. Наличие психоэмоциональных проблем наряду с нарушениями в поведении, проявлениями гиперактивности, трудностями взаимоотношений с ровесниками подтвердило значительное ухудшение состояние психического здоровья, риск возникновения психических расстройств и асоциального поведения у подростков, проживающих в зоне военного конфликта на Востоке Украины, что следует учитывать при подготовке соответствующих программ психологической поддержки и коррекции данной категории подростков.
Description
Keywords
підлітки, воєнний конфлікт, стрес, психологічна травма, психоемоційний стан, стаття, adolescents, armed conflict, stress, psychological trauma, mental health and emotional well-being, подростки, военный конфликт, стресс, психологическая травма, психоэмоцио-нальное состояние
Citation
Басенко О. М. Дослідження психоемоційного стану підлітків в умовах воєнного конфлікту на Сході України / Басенко Оксана Миколаївна // Психологічний часопис. - 2020. - Т. 5, № 6. - С. 56-65.